«Моя малая родина: природа, культура, этнос»2016
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районного массового мероприятия «Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Прием материалов осуществляется до 1 июня
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Районное массовое мероприятие «Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее – Конкурс) проводится в соответствии с планом-календарем районных массовых мероприятий управления по образованию Администрации Рыльского района на 2016 год.
1.2. Цель и задачи Конкурса
Цель – способствовать воспитанию у детей и молодежи ценностного отношения к природе и культуре родины, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию России.
Задачи:
- привлечь внимание детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
- формировать патриотическое отношение к родной земле, чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней;
- выявлять и поддерживать творческие инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
- распространять этические отношения к природе, основанное на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;
- развивать толерантность в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
- содействовать социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.
1.3. Сроки и этапы проведения Конкурса
Конкурс проводится в два этапа:
I – школьный апрель – май 2016 года;
II – муниципальный, 1 – 6 июня 2016 года в ОБУ ДО «Курский ОДЭБЦ»;
1.4. Участники Конкурса
В Конкурсе принимают участие обучающиеся образовательных организаций, а также члены детских общественных организаций, проявляющих интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, в возрасте 12-18 лет.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
2.1. Организация и проведение муниципального конкурса возлагается на МКУ «Рыльский РМК».
2.2. Для организации и проведения муниципального конкурса создается оргкомитет с правом жюри в составе:
Демидова Л.Н., методист МКУ «Рыльский РМК»- председатель жюри,
Худякова О.И.- руководитель РМО учителей географии, МБОУ «Рыльская СОШ№1 им. Г.И.Шелехова»,
Толстова Т.В.-учитель географии МБОУ»Рыльская СОШ№4»,
Коробова Т.С.-методист МБОУ ДО «Рыльский дом детского творчества».
2.3. На Конкурс не принимаются работы:
– не соответствующие тематике Конкурса, т.е. не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия;
– не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ (приложение № 3);
– занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня, проводимых в ОБУ ДО «Курский ОДЭБЦ» в предыдущих и текущем годах;
– нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам.
2.4. Прием материалов осуществляется до 1 июня 2016 года в Рыльский районный методический кабинет(Демидовой Л.Н.).
ВНИМАНИЕ! Работы, представленные на Конкурс, не возвращаются!
2.5. Номинации Конкурса в возрастной категории участников 14-18 лет:
«Гуманитарно-экологические исследования». Рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование.
«Традиционная культура». Рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления, а также работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением.
«Публицистика в защиту природы и культуры». Рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды.
«Эколого-краеведческие путеводители». Рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины.
2.6. Номинация конкурса в возрастной категории участников 12-14 лет:
«Живой символ малой родины». Рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.), в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать, именно его предпочтение – в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.
2.7. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:
– история природопользования и охраны природы;
– традиционное природопользование и окружающая среда;
– природные промыслы, изделия из природных материалов;
– природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, символике, орнаменте и др.;
– природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
– сакральные природные объекты;
– травы и иные природные средства в народной медицине;
– экологические аспекты образования поселений;
– природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
– отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.
2.8. Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.
2.9. Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.
2.10. Формы представления конкурсных работ
– учебно-исследовательская работа – в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
– путеводитель или описание маршрута, тропы – в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
– публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
– фотографии предметов материальной культуры с авторами работ и аннотациями, видеозаписи исполнения народных произведений с аннотациями – в номинации «Традиционная культура»; для наглядности можно прикладывать предметы материальной культуры;
– художественная работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ малой родины».
- фотоотчеты ко всем номинациям, с пояснениями.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ
3.1. Подведение итогов осуществляется на основе протокола заседания жюри.
32.Победители и призеры Конкурса в каждой номинации награждаются грамотами управления по образованию Администрации Рыльского района Курской области.
3.3. Работы, занявшие I место в каждой номинации Конкурса, направляются для участия в областном этапе конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ
1. Общие требования
1.1. На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку и согласие на обработку персональных данных (приложение № 5).
1.2. Все текстовые материалы должны быть набраны на компьютере. Листы конкурсных материалов должны быть оформлены в папку, страницы пронумерованы. Формат текстового материала – не более А4.
1.3. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются сверху вниз: название образовательной организации и объединения; номинация Конкурса, тема работы; фамилия и имя автора (-ов), класс; фамилия, имя, отчество (полностью) и должность руководителя работы и консультанта (если имеются); название населенного пункта и муниципальный район; год выполнения.
2. Требования к учебно-исследовательской работе
2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:
– титульный лист и содержание с указанием глав и страниц;
– введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
– обзор литературы по теме исследования;
– методика исследования: описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
– основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
– заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
– список использованных источников и литературы.
2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал могут быть даны в основном тексте или в приложении.
2.3. При использовании данных из литературы источники указываются в конце (см. выше), а в тексте приводятся ссылки.
2.4. Картографические материалы должны иметь легенду и быть разборчивыми.
3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту
3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута.
3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.
3.4. В тексте могут раскрываться следующие вопросы:
– история поселения (-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;
– природа края – географическое положение, рельеф, климат, растительность и
животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов;
– сакральные природные объекты – священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
– население – численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.;
– основные культурные достопримечательности – архитектура, искусство и др.;
– традиции населения – фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.;
– современность – экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения.
3.5. При использовании сведений из литературы или иных источников необходимо ссылаться на эти источники.
4. Требования к публицистическому произведению
4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 40 000 знаков (примерно 20 страниц).
4.2. К работе прилагается сопроводительный текст (объем – не более 1 стр.), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные, а также отклики на публикацию (если были).
5. Требования к работам номинации «Традиционная культура»
5.1. Работы по материальной культуре (национальные костюмы, предметы быта, рукоделия, культа и др.) представляются в виде фотографий в разных проекциях. Работы по нематериальной культуре (песни, танцы, обряды, игры и др.) – в виде видеозаписей на DVD- и CD-дисках. Натуральные экспонаты (как подлинники, так и копии) на федеральный (заочный) этап не принимаются.
5.2. Пояснительный текст к работам по материальной и нематериальной культуре должен содержать краткие сведения:
- об истории художественного промысла, обычая, обряда и т.д.;
- об особенностях и характерных отличиях технологии – для художественных промыслов, рукоделия и др. составляющих материальной культуры;
- о целях и традиционных приемах (для игр, обрядов и пр. проявлениях нематериальной культуры);
- о символике предмета, обряда и т.д. (особое внимание уделить отражению природных объектов и явлений).
6. Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»
Под «живым символом» понимается живой объект (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.
Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.
Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).
Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».
Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.
6.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населенного пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.
6.2. От каждого участника или коллектива ожидается не более, чем по два рисунка (художественной работы) и два обоснования-сочинения (животное-символ и растение-символ соответственно).
На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм.). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя.
На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе (-ах): фамилия, имя, отчество, место проживания автора (-ов), почтовый адрес, возраст, образовательная организация и класс, название работы.
6.3. К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трех страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст должен быть набран на компьютере. В нём также нужно повторить информацию об авторе (фамилия, имя, отчество и указать место проживания автора (-ов), возраст, образовательную организацию и класс, название работы).
6.4. Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.
Критерии оценки конкурсных работ
1. Критерии оценки учебно-исследовательской работы
- постановка цели и задач, актуальность темы;
- применение комплексного, междисциплинарного подхода;
- теоретическая проработанность темы, использование литературы;
- обоснованность выбора методики;
- достаточность собранного материала;
- глубина проработанности и осмысления материала;
- значимость и обоснованность выводов;
- практическая значимость и (или) научная новизна исследования;
- качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал и др.).
2. Критерии оценки разработок путеводителя или эколого-краеведческого маршрута (тропы):
- стиль изложения, выразительность;
- степень информативности описания;
- использование комплексного, междисциплинарного подхода;
- достоверность и уровень подачи сведений о природе;
- достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
- оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
- качество картографического материала;
- возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
- использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.
3. Критерии оценки публицистического произведения:
- компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
- наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;
- актуальность поднятой проблемы;
- оригинальность концепции и изложения;
- глубина осмысления темы;
- информативность;
- адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;
- стилистическая грамотность;
- образность, характер детализации.
4. Критерии оценок работ по номинациям «Традиционная культура»
- соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, информативность;
- объём и глубина проработки изученного материала;
- наличие и уместность комплексного взгляда на традицию;
- соотнесение представленного материала с традициями изучаемого региона;
- знание истории возникновения традиции (промысла, использования предметов);
- техника исполнения предмета или произведения;
- полнота и точность воспроизведения;
- соответствие стилю, композиции и символике;
- качество оформления материалов:
- фотографии – качество и композиционное решение;
- видеофрагменты – режиссура и операторская работа.
5. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»
- художественная выразительность и качество работ;
- оригинальность работ;
- информативность, убедительность и художественность сопроводительного текста;
- значимость объекта и обоснованность выбора;
- научность представленного материала;
- перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т.д.