Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
система дистанционного обучения LMSV

imgpreview1ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районного массового мероприятия «Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Прием материалов осуществляется до 1 июня

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                                                                         

1.1. Районное массовое мероприятие «Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее – Конкурс) проводится в соответствии с планом-календарем районных массовых мероприятий управления по образованию Администрации Рыльского района на 2016 год.

1.2. Цель и задачи Конкурса

 

Цель – способствовать воспитанию у детей и молодежи ценностного отношения к природе и культуре родины, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию России.

Задачи:

- привлечь внимание детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;

- формировать патриотическое отношение к родной земле, чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней;

- выявлять и поддерживать творческие инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;

- распространять этические отношения к природе, основанное на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;

- развивать толерантность в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;

- содействовать социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.

 

1.3. Сроки и этапы проведения Конкурса

 

Конкурс проводится в два этапа:

I – школьный апрель – май 2016 года;

II – муниципальный, 1 – 6 июня 2016 года в ОБУ ДО «Курский ОДЭБЦ»;

 

 

1.4. Участники Конкурса

 

В Конкурсе принимают участие обучающиеся образовательных организаций, а также члены детских общественных организаций, проявляющих интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, в возрасте 12-18 лет.

 

 

 

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

 

2.1. Организация и проведение муниципального конкурса возлагается на МКУ «Рыльский РМК».

2.2. Для организации и проведения муниципального конкурса создается оргкомитет с правом жюри в составе:

Демидова Л.Н., методист МКУ «Рыльский РМК»- председатель жюри,

Худякова О.И.- руководитель РМО учителей географии, МБОУ «Рыльская СОШ№1 им. Г.И.Шелехова»,

Толстова Т.В.-учитель географии МБОУ»Рыльская СОШ№4»,

Коробова Т.С.-методист МБОУ ДО «Рыльский дом детского творчества».

2.3. На Конкурс не принимаются работы:

– не соответствующие тематике Конкурса, т.е. не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия;

– не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ (приложение № 3);

– занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня, проводимых в ОБУ ДО «Курский ОДЭБЦ» в предыдущих и текущем годах;

– нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам.

2.4. Прием материалов осуществляется до 1 июня 2016 года в Рыльский районный методический кабинет(Демидовой Л.Н.).

 

ВНИМАНИЕ! Работы, представленные на Конкурс, не возвращаются!

 

2.5. Номинации Конкурса в возрастной категории участников 14-18 лет:

«Гуманитарно-экологические исследования». Рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование.

«Традиционная культура». Рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления, а также работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением.

«Публицистика в защиту природы и культуры». Рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды.

«Эколого-краеведческие путеводители». Рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины.

 

2.6. Номинация конкурса в возрастной категории участников 12-14 лет:

«Живой символ малой родины». Рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.), в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать, именно его предпочтение – в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.

2.7. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

– история природопользования и охраны природы;

– традиционное природопользование и окружающая среда;

– природные промыслы, изделия из природных материалов;

– природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, символике, орнаменте и др.;

– природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);

– сакральные природные объекты;

– травы и иные природные средства в народной медицине;

– экологические аспекты образования поселений;

– природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;

– отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.

2.8. Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.

2.9. Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.

 

2.10. Формы представления конкурсных работ

 

– учебно-исследовательская работа – в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;

– путеводитель или описание маршрута, тропы – в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;

– публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;

– фотографии предметов материальной культуры с авторами работ и аннотациями, видеозаписи исполнения народных произведений с аннотациями – в номинации «Традиционная культура»; для наглядности можно прикладывать предметы материальной культуры;

– художественная работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ малой родины».

- фотоотчеты ко всем номинациям, с пояснениями.

 

 

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

 

3.1. Подведение итогов осуществляется на основе протокола заседания жюри.

32.Победители и призеры Конкурса в каждой номинации награждаются грамотами управления по образованию Администрации Рыльского района Курской области.

3.3. Работы, занявшие I место в каждой номинации Конкурса, направляются для участия в областном этапе конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

 

1. Общие требования

 

1.1. На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку и согласие на обработку персональных данных (приложение № 5).

1.2. Все текстовые материалы должны быть набраны на компьютере. Листы конкурсных материалов должны быть оформлены в папку, страницы пронумерованы. Формат текстового материала – не более А4.

1.3. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются сверху вниз: название образовательной организации и объединения; номинация Конкурса, тема работы; фамилия и имя автора (-ов), класс; фамилия, имя, отчество (полностью) и должность руководителя работы и консультанта (если имеются); название населенного пункта и муниципальный район; год выполнения.

 

2. Требования к учебно-исследовательской работе

 

2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:

– титульный лист и содержание с указанием глав и страниц;

– введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;

– обзор литературы по теме исследования;

– методика исследования: описание и обоснование методов сбора и обработки материала;

– основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;

– заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;

– список использованных источников и литературы.

2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал могут быть даны в основном тексте или в приложении.

2.3. При использовании данных из литературы источники указываются в конце (см. выше), а в тексте приводятся ссылки.

2.4. Картографические материалы должны иметь легенду и быть разборчивыми.

 

3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту

 

3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.

3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута.

3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.

3.4. В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

– история поселения (-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;

– природа края – географическое положение, рельеф, климат, растительность и

животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов;

– сакральные природные объекты – священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);

– население – численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.;

– основные культурные достопримечательности – архитектура, искусство и др.;

– традиции населения – фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.;

– современность – экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения.

3.5. При использовании сведений из литературы или иных источников необходимо ссылаться на эти источники.

 

4. Требования к публицистическому произведению

 

4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 40 000 знаков (примерно 20 страниц).

4.2. К работе прилагается сопроводительный текст (объем – не более 1 стр.), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные, а также отклики на публикацию (если были).

 

5. Требования к работам номинации «Традиционная культура»

 

5.1. Работы по материальной культуре (национальные костюмы, предметы быта, рукоделия, культа и др.) представляются в виде фотографий в разных проекциях. Работы по нематериальной культуре (песни, танцы, обряды, игры и др.) – в виде видеозаписей на DVD- и CD-дисках. Натуральные экспонаты (как подлинники, так и копии) на федеральный (заочный) этап не принимаются.

5.2. Пояснительный текст к работам по материальной и нематериальной культуре должен содержать краткие сведения:

- об истории художественного промысла, обычая, обряда и т.д.;

- об особенностях и характерных отличиях технологии – для художественных промыслов, рукоделия и др. составляющих материальной культуры;

- о целях и традиционных приемах (для игр, обрядов и пр. проявлениях нематериальной культуры);

- о символике предмета, обряда и т.д. (особое внимание уделить отражению природных объектов и явлений).

 

6. Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»

Под «живым символом» понимается живой объект (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.

Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.

Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).

Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».

Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.

 

6.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населенного пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.

6.2. От каждого участника или коллектива ожидается не более, чем по два рисунка (художественной работы) и два обоснования-сочинения (животное-символ и растение-символ соответственно).

На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм.). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя.

На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе (-ах): фамилия, имя, отчество, место проживания автора (-ов), почтовый адрес, возраст, образовательная организация и класс, название работы.

6.3. К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трех страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст должен быть набран на компьютере. В нём также нужно повторить информацию об авторе (фамилия, имя, отчество и указать место проживания автора (-ов), возраст, образовательную организацию и класс, название работы).

6.4. Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.

 

Критерии оценки конкурсных работ

1. Критерии оценки учебно-исследовательской работы

- постановка цели и задач, актуальность темы;

- применение комплексного, междисциплинарного подхода;

- теоретическая проработанность темы, использование литературы;

- обоснованность выбора методики;

- достаточность собранного материала;

- глубина проработанности и осмысления материала;

- значимость и обоснованность выводов;

- практическая значимость и (или) научная новизна исследования;

- качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал и др.).

2. Критерии оценки разработок путеводителя или эколого-краеведческого маршрута (тропы):

- стиль изложения, выразительность;

- степень информативности описания;

- использование комплексного, междисциплинарного подхода;

- достоверность и уровень подачи сведений о природе;

- достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;

- оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);

- качество картографического материала;

- возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;

- использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.

 

3. Критерии оценки публицистического произведения:

- компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;

- наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;

- актуальность поднятой проблемы;

- оригинальность концепции и изложения;

- глубина осмысления темы;

- информативность;

- адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;

- стилистическая грамотность;

- образность, характер детализации.

 

4. Критерии оценок работ по номинациям «Традиционная культура»

- соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, информативность;

- объём и глубина проработки изученного материала;

- наличие и уместность комплексного взгляда на традицию;

- соотнесение представленного материала с традициями изучаемого региона;

- знание истории возникновения традиции (промысла, использования предметов);

- техника исполнения предмета или произведения;

- полнота и точность воспроизведения;

- соответствие стилю, композиции и символике;

- качество оформления материалов:

- фотографии – качество и композиционное решение;

- видеофрагменты – режиссура и операторская работа.

 

5. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»

- художественная выразительность и качество работ;

- оригинальность работ;

- информативность, убедительность и художественность сопроводительного текста;

- значимость объекта и обоснованность выбора;

- научность представленного материала;

- перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т.д.