Система оценивания и отслеживания результатов по программам обучения учащихся изготовлению мягкой игрушки, вязания и оригами
Отслеживание результатов в творческих объединениях направлено на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Оно должно обеспечивать взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и внутренний (самоконтроль обучающихся). Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является: содействовать воспитанию у обучающихся ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.
Но прежде, чем оценивать и отслеживать результаты я большое внимание вначале обучения отвожу алгоритму начальных технологий: как-то: при изготовлении мягкой игрушки, в вязании ив оригами - правильной постановке руки: при шитье пальцы ставим в положении клюва птицы левой руки, куда помещаем материал для пошива, в правой правильное положение иглы в начале стежка и в конце: конец иглы выставляем, в конце прячем при вытягивании нити. В вязании так же большое внимание отвожу правильной постановке руки, расположению нити и крючка. В оригами при обучении правильному сгибанию бумаги обращаю внимание на правильное положение рук относительно бумаги, используя игровые приемы: пальцы ставим «пистолетиком» и определенным образом складываем базовые формы, большим пальцем правой руки контролируем четкий нажим линии.
Если у учащегося не сразу что-то получается – создаю ситуацию успеха: говорю, что обязательно получится наилучшим образом, если очень захотеть и постараться.
При оценивании начальных навыков использую опрос: кто что уже умеет делать, чем владеет и поверяю начальные технологии.
При обучении предлагаю имитационные игры: имитировать птичку, пистолетик, знакомлю с пальчиковыми играми: «Вот так!», «Камушки, заборчик, ножницы» и др.
При текущих методиках, контроле использую сравнительный анализ то, чему дети уже научились, сравнить с образцом или с работами друг друга и выявить имеющиеся достоинства. Провожу опрос: чему учащиеся научились за определенное время обучения. По знаниям правил техники безопасности использую карточки с надписями неправильных ответов. Предлагаю нарисовать эскиз игрушки, составить свою схему вязаного изделия, самостоятельно сложить модель по чертежу и т.д. Задание предлагаю с учетом особенностей учащихся. Провожу наблюдения за ростом качества знаний, умений, навыков. Предлагаю ученикам, умеющим хорошо выполнять задание, быть инструкторами у начинающих учащихся, побуждаю оказывать взаимопомощь. В процессе обучения вспоминаем пословицы о труде, отгадываем загадки об инструментах, о том, над чем работаем, проводим драматизации сказок с использованием оригамных масок, читаем стихи о моделях, над которыми работаем.
При осуществлении тематического контроля предлагаю самостоятельно выполнить изделие, образец, даю индивидуальное задание, предлагаю самоконтроль- найти самостоятельно ошибку, проанализировать их и устранить. Работаем над творческими проектами; создаем творческие композиции.
При итоговом контроле участвуем в выставках различной тематической направленности: «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальная», «День Победы», в выставках технического творчества, в городских, районных и областных выставках.
Во всех системах оценивания и отслеживания результатов осуществляю дифференцированный подход, носящий индивидуальный личностно-ориентированный подход.