Стиль Рококо
Автор Серых О.М.
Стиль Рококо(от французского rococo рокайль, ракушка в орнаментальном мотиве) возник во Франции в начале XVIIIвека.
Основой для нового изысканного и вычурного стиля стала эпоха Людовика XIV с ее барочной роскошью, придворными праздниками и любовью к театру, изменениями в философии и нравах общества. Трансформация монументального барокко в более утонченные, прихотливо изогнутые формы рококо произошла в так называемую эпоху Регентства. В 1715году французский трон занимает Людовик XV, правнук "короля - солнца" Людовика XV. При пятилетнем короле служит регент - герцог Филипп II Орлеанский, который до 1723года фактически и правил страной. Согласно завещанию Людовика XV регент не должен был иметь полного влияния на юного короля. Однако чтобы укрепить свою власть, герцог Орлеанский пошел навстречу парламенту, как хранителю завещания, и признал за ним давно утраченную политическую силу. Это решение не улучшило положения дел в стране: места в парламенте покупались и предавались по наследству, и высшие суды впоследствии неизменно выступали против реформ. Еще одно несчастье, постигшее Францию времен Регентства, - разорение королевского банка, подорвавшее доверие к власти.
В эти неспокойные времена после смерти принца-регента, Людовик XV наконец-то начинает править сам. Государственная деятельность короля проходила "за столом". Несмотря на активную натуру, которая в полной мере раскрывалась во время балов, охоты и других развлечений, к политической жизни Людовик XV был весьма равнодушен, избегал публичности, поэтому в глазах общественности страной управляли то министры, как герцог де Шузель, то честолюбивые фаворитки. Например, мадам де Помпадур, официальная фаворитка короля, не только нашептывала Людовику нужные решения, но и назначала министров, участвовала в политической жизни страны. Однако выбор стратегических направлений развития Франции король все же оставил за собой. В XVIII веке французская промышленность переживала расцвет. Возникли крупные предприятия, например металлургические заводы Ле - Крёзо, королевские мануфактуры в Бове, на которых трудились тысячи рабочих. До 1770-х годов промышленность успешно поддерживала экономику. В 1757 году, когда войско Людовика потерпело поражение от прусской армии , маркиза де Помпадур утешила возлюбленного фразой : "После нас хоть потоп!". Со временем эта фраза стала популярной при дворе, аристократия придерживалась такого же мнения: неважно, что скажут потомки, жить нужно здесь и сейчас. Действительно, наслаждаться радостью бытия и потакать своим желаниям в эпоху рококо умели. Несмотря на праздность правителя, неудачи в военных кампаниях, например потери французами заморских колоний в Семилетней войне, историки оценивают эпоху правления Людовика XV как счастливое для государства время. Войны шли за границами Франции и не опустошали страну, экономика развивалась вопреки транжирству короля, а интеллектуальная жизнь переживала расцвет. Наиболее полно стиль Галантного века раскрывается в художественных произведениях 1725 -1750 годов. Это время правления Людовика 15, поэтому его еще называют "стилем Людовика XV" На него приходится пик развития рококо, когда в декоре культивируется сложнейшие лепные и резные узоры.
Термин "рококо", или "рокайль", для обозначения художественного стиля стали использовать только в середине XIX века, а во времена его становления "рокайль" означал совсем иное. В те года существовали мастера - рокайльщики, украшавшие окаменелостями и ракушками фонтанные чаши и искусственные гроты. Это ремесло и называли "рокайлем". В первой половине XVIII века стиль рококо распространился на все области художественной культуры: искусство оформления интерьера, живопись, скульптуру, графику, литературу, театр, костюм и аксессуары.
Наиболее ярко атмосфера рококо отражена в полотнах живописцев. "Поцелуй украдкой" и "Выигранный поцелуй" Жана Оноре Фрагонара, "Геркулес и Омфала", "Вакханка, играющая на свирели" Франсуа Буше, "Капризница". Картины Фрагонара современники называли "изяществом, граничащим с легкомыслием" В сущности эта фраза определяет тонкую черту, за которую не пристало выходить аристократу той эпохи. Литературе рококо свойственны все характерные признаки стиля: изящество, элегантность. Поэты воспевают радость жизни, писатели создает романы, а французкие дамы пишут изысканные сказки. Писателей рококо больше всего волнует внутренний мир и переживания своих героев. Интерес к мировой истории, героическим подвигам угасает по сравнению с предыдущим веком, и на первый план выходят земные радости и печали. Авторы стремятся создавать не грандиозные "прекрасные" произведения , а скорее "милые" или "хорошенькие". Один из феноменов времени: сплав просветительской литературы с изящной "рокайльной". К этому направлению целиком принадлежит творчество Вольтера и Дени Дидро.
В XVIII веке музыкальная жизнь Франции становится более общественной. Например, в 1725 году придворный композитор Андре Филидор стал организовывать в Париже "Духовные концерты". Музыка рококо отвечает требованиям стиля: мелкие звуковые украшение, мелизмы, создают игривые образы, будто сошедшие с полотен Буше. Особенно ценилось умение музыкантов "выдумывать" и проявлять характер инструментов. К числу главных развлечений эпохи абсолютизма принадлежит театр почти не обновлялся, актеры разыгрывали пьесы, предыдущей эпохи классицизма. После Мольера драматургии еще полвека перекрывали его произведения и долго оставались под влиянием его сюжетов. В эстетике классицизма поначалу были выдержаны пьесы Вольтера. Помимо собственных произведений, где он нередко выступал режиссером, познакомил Францию с Шекспиром. И хотя выражался о нем нелестно, называя "варваром", несомненно, вдохновлялся его талантом. Дидро, отличившийся как в науке, так и в искусстве, призывал сочинителей работать в новом "серьезном жанре" - драме. В своих пьесах "Внебрачный сын" и "Отец семейства" Дидро рассуждал о нравственности человека, его долге перед обществом, морали. Также ему принадлежат трактаты "О драматической поэзии" и "Парадокс актера", где автор размышляет об изнанке творчества.
Действительно, эпоха мужественных - и телом, и душой - рыцарей, совершающих подвиги во имя Прекрасной дамы, осталась в прошлом. Галантный век стал провоизвестником, выражаясь современным языком, стиля унисекс.
Аристократы не живут, а играют. Ими движут капризы. Они изнежены , инфантильны. Если посмотреть на живописные полотна той эпохи, вы не найдете на них не только стариков, но даже умудренных жизненным опытом зрелых мужчин. Герой того времени вечно юн. Его холеные руки не знают труда. Кавалер Галантного века внешне не просто женоподобен - он мало чем отличим от женщины.
Пудра, румяна, кружева, драгоценности - всем этими, казалось бы женскими ухищрениями пользуются мужчины. Весь их внешний облик говорит о том, что жизнь - нескончаемая череда удовольствий. Мужчина Галантного века легок, по-девичьи хрупок. У него светлая кожа, в его одежде доминируют светлые тона. Вечно молодой нежный любовник - вот идеальный кавалер эпохи рококо.
Женщина Галантного века по - прежнему была абсолютно бесправна и полностью находилась во власти мужчины. Внешний облик дамы соответствует ее поведению и стилю жизни. Белоснежный цвет лица, создаваемый обилием пудры, подчеркивается черными мушками. Неправдоподобно тонкая благодаря туго затянутому корсету и очень пышной юбке талия делает ее обладательницу похожей на фарфоровую статуэтку. Сами же юбки стали короче. Рукава дают возможность продемонстрировать еще более тонкие запястья. Самые модные тона - светлые, пастельные. Гладкие девичьи прически только к концу Галантного века, во времена Марии Антуанетта, сменились гигантскими париками. Обилие украшений свидетельствовало о щедрости мужа . Красавица времен Галантного века имела идеальную осанку. Во многом ее вырабатывал корсет, который девочки из аристократической семьи начинали носить с самого раннего детства. Тончайшая талия тоже достигалась благодаря корсету. Цветы в то время считались одними из самых модных украшений. Соперничать с ними по популярности могли только бриллианты. Портбукеты - золотые и серебряные богато декорированные футлярчики, в которые вставляли живые цветы, украшавшие платье и прическу дамы, - имелись у всех аристократок и в большом количестве. Помимо привычных нам и сегодня видов цветов, в ту эпоху были цветы картофеля - экзотического для Европы тех лет растения. Сколько цветов в день требовалось даме из высшего света, сейчас сказать сложно. Счет шел на десятки, а то и на сотни. Поэтому уже к концу эпохи рококо во Франции появились мастера, изготавливающие искусственные цветы, не отличимые от настоящих. . Главными тканями эпохи рококо стали парча и бархат для верхней одежды, а для платья атлас и шелк. Ткачи Лиона и Парижа процветали: такого спроса на их продукцию не было ни до Галантного века, ни после. Доминировали светлые расцветки шелка, а уж сколько было оттенков и как они только не назывались! "Сточная канава", "Парижская грязь" - это не ругательства, Нововведение эпохи - брокат: разновидность шелка, полностью вышитая или затканная или золотыми или серебряными нитями. а цвета изысканных тканей. Итак, во что же был одет мужчина , не желающий отставать от женщины? Сверху нижней сорочки ( из тончайшего полотна и непременно с жабо из дорогого кружева) надевалась веста. Это распашная короткая куртка ни в коем случае не должна была закрывать жабо. В Англии лорды тоже носили весты, но там такая куртка называлась вескоутом.
За вестой следовал жюстокор - длинный камзол. Название этого мужского предмета одежды произошло от французского выражения just au corps - "точно по телу". Действительно, жюстокор шили по фигуре, так что он до талии прилегал к телу, а книзу сильно расширялся. Это расширение поддерживалось специальным каркасом. Чем богаче был декор жюстокора - вышивка, драгоценные камни, пуговицы необычной формы, тем большим модником слыл его обладатель.
Галантный век предъявлял особые требования к облику женщины. Куколка, хорошенькая игрушка так должна была выглядеть аристократка первой половины XVIII века. Со времен " короля солнце" дамы всей Европы смотрели на Францию, которая задавала тон моде.
Недаром в период Регентства герцога Филиппа Орлеанского и во время правления Людовика XV французская промышленность процветала - прежде всего благодаря ткачеству. Мода на дорогие ткани менялась стремительно. В первой половине XVIII века правили бал полностью затканные золотом шелка. Самый модный узор того периода - цветочная вязь или симметрично расположенные букетики цветов. В основе узора были ровные вертикальные линии. С середины столетия линии стали волнообразными. Самым модным считался на шелке, где чередовались волнистые линии россыпи мелких цветов. Французкие ткачи научились изображать на тканях нюансы светотени: узоры с тонкими полосками создавали эффект полутонов, что было абсолютным новаторством того времени. Один из видов полосатого шелка так и назывался - "пекинский".
Появились и совершенно новые ткани, прежде всего муар и синель. Благодаря обработке специальными валиками (каландрами), которые сдвигали нити, получался муар - роскошная переливающаяся волнами ткань. Синель, пушистый шелковый шнур, использовали для вышивки, декора платьев, бахромы.
Идеалом женской фигуры во времена Галантного века был перевернутый бокал. Туалет был призван придать эту форму любой аристократке. Верх утягивался корсетом, низ зрительно расширялся за счет очень широких и пышных юбок. Полное облачение знатной дамы эпохи рококо выглядел так. Нижняя рубашка должна была непременно быть из тончайшего шелка с отделкой кружевами и богатой вышивкой. Один из видов модного кружева тех времен - блонд. Его плели из шелка, добавляя золотые и серебряные нити. Создаваемое и поныне игольное кружево, секретом которого владеют мастерицы из бельгийского города Брюгге, также пользовалось успехом у французских модниц. На нижнюю рубашку надевали корсет, который плотно шнуровали сзади. Необходимая ширина юбки - более двух метров в диаметре - достигалась благодаря специальному каркасу под названием "панье". Французское слово panier в дословном переводе означает "корзина". Женская юбка и должна была напоминать огромную корзину. Материалы для изготовления панье были различными: металлические или ивовые прутья, туго сплетенный конский волос. Но самым востребованным оказался китовый ус. Китоловы даже получали правительственные субсидии на добычу этих роговых пластин. Разные платье предполагали ношение разных панье. Утреннее женское платье держалось на маленьком, так называемом "осмотрительном" каркасе. Сплющенное спереди и сзади панье напоминало по форме венецианскую лодку, а потому так и называлось - гондола. В начале XVIII века существовало четыре вида панье (или фижм, как их называли в Германии и России): в виде купола, в виде воронки - геридон, в виде валика - буруле, в виде гондолы. Но уже во второй половине столетия появились более удобные, разделенные на две части фижмы - так называемые "двойные". Самих юбок было две. Нижнюю украшали по подолу рюшами и кружевами, которые выглядывали из -под верхней юбки из шелка или парчи нежных, светлых тонов - тоже богато декорированной. На корсет сверху надевался шнурованный лиф. Пришитые к нему рукава модной тогда длины три четверти представляли собой настоящее произведение искусства. Их края украшались "пагодой" - воронкой из каскада кружев разной длины. Спереди на лиф пристегивался стомак - треугольная вставка. Еще один модный фасон платья назывался " модест" от французского modeste (скромная). Распашное от талии, богато декорированное вышивкой, нежных розовых, голубых, лимонных оттенков, с вырезом декольте в форме каре, платье модест полностью соответствовало образу женщины игрушки.
Моду не зря сравнивают с женщиной, чьи вкусы и настроения меняются каждый сезон, не говоря уже о столетиях. Модные идеи порой удивляют и шокируют, а ценности и привязанности очень непостоянны. Но у этой ветреной особы есть одна постоянная черта - цикличность. Даже когда мода умирает, рано или поздно она возрождается вновь, в новом облике, но повторив при этом свои самые удачные достижения.
Непревзойденным и главным достижением ЕЕ величества Моды стал в свое время культ женственности, периодически возвращающийся в том или ином виде. "Женщины царствовали", так емко сказал Александр Сергеевич Пушкин об эпохе рококо. Неудивительно, что когда модные дизайнеры хотят напомнить об истинной женственности, в первую очередь обращаются к этой неиссякаемой сокровищнице изящных образов.