«Авторская песня как одно из направлений в дополнительном образовании, помогающее успешному формированию и развитию духовно-нравственных основ личности»
- Подробности
-
Родительская категория: ПЕДАГОГАМ
-
Категория: Публикации работ педагогов
-
Опубликовано 22 Май 2018
Серых В.И.
С давних лет человечество реализовывало задачи передачи опыта предков новым поколениям. Великий китайский мыслитель Гуан Цзы говорил: «Рассчитываешь на год – сажай рис. Рассчитываешь на десять лет – сажай деревья. Рассчитываешь на сто лет – просвещай людей».
Наша страна находится сейчас на чрезвычайно сложном этапе – этапе обновления. И именно сейчас нельзя забывать о духовном здоровье молодежи, которая является нашим будущим и будущим нашей страны. Современное развитие российского общества выдвигает нравственно-эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе.
Авторская песня – основа для формирования художественно-драматургического отношения к миру. Она содержит широкий спектр тем и образов: это и песни-диалоги, песни-репортажи, песни-монологи, песни-иллюзии и т.д. Жанр авторской песни – богатейший материал для творческих поисков. Обычно бардовские песни исполняются под гитару. В противовес компьютеризации нашего времени люди тянутся ко всему живому, душевному. Отсюда такая популярность «живого» исполнения музыки. Авторскую песню отличает правдивость и искренность чувств, как основной смысл и цель создания произведения, и гармоническая соразмерность, что соответствует специфике восприятия этого жанра. Гитара считается бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов. Песни под гитару способны объединить любой коллектив. Поэтому объединения по музыкальному развитию учащихся будут востребованы всегда и везде.
Юношество, его досуг и культурное потребление более насыщено и разнообразно, чем у старших возрастных слоев. По данным исследований музыке принадлежит лидирующая роль как самого «юношеского» искусства. Слово «Юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, в ходе которой у человека появляется чувство индивидуальности, важнейшими процессами этого периода К.Левин считает расширение жизненного мира личности, круга, общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых они ориентируются. Юношеское «Я» еще неопределенно и расплывчато, переживается как беспокойство, чувство внутренней пустоты, которую необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность. Посредством изучения авторской песни, программа позволяет осуществить целостный подход к воспитанию личности. Педагог дополнительного образования ставит задачу изучения авторской (бардовской) песни через обучение игре на гитаре, обзорно-факто логическую подачу данного социокультурного явления и свойственных жанру коммуникативных функций.
Подростковый и юношеский период связан с формированием мировоззрения, поиском «своего я», самоопределением и самореализацией. Для него характерно стремление к общению со сверстниками, потребность групповой принадлежности.
Это также период особой чувствительности и ранимости, что требует очень внимательного отношения к каждому, а также к подбору методов и средств работы.
Подростковый и юношеский период – время особой открытости чувств, искренности, оптимизма. Очень важно, что все эти качества присущи и самодеятельной песне, наряду с высоким уровнем музыкального и исполнительского искусства. И это создает благоприятные условия для раскрытия личности подростка.
Гитара – уникальный инструмент, сочетающий в себе относительную простоту освоения, доступность, - с одной стороны, и способность создать атмосферу, располагающую к духовному общению, – с другой. Таким образом, в том числе благодаря гитаре, подросток получает богатые возможности самовыражения, что особенно актуально для данного возраста.